Затопило офис: что делать и как добиться возмещения ущерба?

Залив офиса может повлечь за собой многие неприятности: ухудшение состояния помещения, утрату ценного имущества, сбой в работе бизнеса. Поэтому в случае аварии надо действовать оперативно и последовательно. Это позволит минимизировать последствия, а также взыскать с виновника понесённые убытки. Разберёмся, что именно нужно делать и в каком порядке.

Кто отвечает за затопление офисного помещения

Согласно ст. 1064 ГК РФ, имущественный вред возмещается причинившим его лицом. По этой причине важно установить виновника аварии. Именно ему нужно адресовать требования об оплате восстановительного ремонта и компенсации других потерь, понесённых в результате затопления офиса.

Универсального ответа на вопрос «Кто виноват в заливе?» нет. Это зависит от особенностей конкретной ситуации. Ответственным за аварию лицом может являться:

  • Управляющая компания или иная организация, вовлечённая в процесс эксплуатации здания, если она некачественно обслуживала оборудование, которое находится в её зоне ответственности.
  • Сам собственник офиса, нарушивший обязательства по содержанию помещения.
  • Арендатор, который не исполнял эксплуатационные обязанности, вменённые ему ГК РФ и договором аренды, либо спровоцировал залив своими прямыми действиями.
  • Пользователи помещения, расположенного этажом выше.
  • Подрядчик, проводивший в здании строительно-ремонтные работы с нарушением норм и регламентов.
Иван Витальевич Ижко

Мнение эксперта! Если вы не можете установить виновника или он оспаривает свою причастность к аварии, рекомендуется обратиться к юристам. Они помогут разобраться в ситуации и собрать доказательства, подтверждающие вину ответственного лица. При необходимости специалисты организуют проведение независимой строительно-технической экспертизы. Это исследование, направленное на установление причин затопления помещения.

Что делать при заливе офиса: пошаговый алгоритм

Если ваш офис затопило, прежде всего нужно принять оперативные меры для минимизации последствий. Далее надо вызвать аварийную службу и зафиксировать инцидент путём оформления акта. Затем следует оценить размер ущерба и обратиться к виновнику затопления с требованием о его возмещении. А если офис застрахован, подать заявление о выплате компенсации в страховую компанию.

Рассмотрим подробнее основные этапы.

Шаг 1: примите оперативные меры

Чтобы обеспечить безопасность сотрудников офиса и имущества, обесточьте помещение и попытайтесь самостоятельно перекрыть воду, если есть такая возможность. Вынесите из зоны затопления ценные бумаги и вещи. Параллельно вызовите аварийную бригаду, чтобы она устранила протечку и предприняла другие срочные действия.

Важно! Также на этом этапе рекомендуется сделать как можно больше фото и видео аварии. Это позволит в дальнейшем доказать объём нанесённого офису и имуществу ущерба.

Шаг 2: зафиксируйте факт залива

Вызовите в офис представителей управляющей компании, чтобы совместно с ними составить акт о затоплении. Если виновник аварии известен, его тоже нужно привлечь к этому процессу. Акт о заливе – важный документ, который будет подтверждать факт происшествия и его последствия. Если офис расположен в бизнес-центре, при актировании нужно учитывать действующие в нём правила, утверждённые управляющей компанией.

Акт о заливе нежилого помещения

Укажите в акте:

  • Дату, время и место происшествия, ФИО и должности членов комиссии, которые участвуют в осмотре и подписывают документ.
  • Причины и обстоятельства инцидента, а также его предполагаемого виновника (если он установлен).
  • Причинённый имуществу ущерб.

Примерная форма акта – по ссылке

Последствия аварии стоит описать в документе максимально подробно и конкретно. Перечислите все повреждения отделки помещения, пострадавшие вещи и пр., по возможности указав точные количественные характеристики.

Для каждой участвующей в актировании стороны составляется по одному экземпляру. Если виновное лицо отказалось участвовать в этом мероприятии, включите в акт соответствующую отметку и отправьте ему один экземпляр. Сделайте это способом, позволяющим зафиксировать факт вручения, – например, заказным письмом с описью вложения.

Важно! Если офис застрахован, после составления акта о заливе нужно уведомить страховую компанию. Сообщить ей о наступлении страхового случая необходимо в срок, указанный в договоре страхования.

Шаг 3: оцените размер ущерба

Если вы планируете получить деньги по страховке, далее нужно действовать в соответствии с правилами страхования: оформить заявление о выплате возмещения, приложить подтверждающие документы и направить в страховую компанию.

Сложнее дело обстоит, если взыскивать компенсацию предстоит с виновника аварии. Для начала следует определить её сумму. Рассчитать стоимость восстановительного ремонта и замены повреждённых вещей можно и своими силами. Но в ряде случаев эту задачу лучше доверить независимому оценщику:

  • если нужно доказать размер ущерба виновному лицу, которое отказывается выплачивать возмещение добровольно;
  • если визуально трудно оценить масштаб последствий, например, пострадали инженерные коммуникации помещения;
  • если для восстановления офиса необходим серьёзный ремонт с привлечением строительного подрядчика, и вы хотите заранее знать бюджет, а также иметь возможность проверить смету.
Иван Витальевич Ижко

Мнение эксперта! Чтобы получить качественный отчёт об оценке, имеющий юридическую силу, закажите его у эксперта с подтверждённой квалификацией и членством в СРО оценщиков.

Когда согласуете со специалистом дату и время осмотра, пригласите на него причинителя ущерба. Направьте ему официальное сообщение с уведомлением о вручении. В таком случае неявка ответственного лица не помешает вам использовать заключение оценщика для защиты своих прав.

Обращаем внимание: виновнику можно предъявить требования о компенсации не только ущерба, нанесённого офису и офисному имуществу. Речь может идти и о возмещении других потерь, например, затрат на услуги оценщика. Также это могут быть расходы на арендную плату, если в период ремонта пришлось снять офис на замену. Кроме того, с виновного лица можно взыскивать и недополученную прибыль (упущенную выгоду), если в результате временного простоя офиса упали доходы бизнеса. Однако сделать это сложнее: такие убытки нужно правильно рассчитать и подтвердить.

Шаг 4: направьте виновнику претензию

Опишите в ней обстоятельства аварии, потребуйте перечислить вам конкретную сумму в качестве возмещения ущерба и укажите срок оплаты (стандартно – в пределах 10-30 дней). К претензии приложите:

  • выписку из ЕГРН, подтверждающую ваше право собственности на офис;
  • копию акта о заливе; 
  • фотографии;
  • копию отчёта об оценке;
  • копию договора с оценщиком и квитанцию об оплате его услуг;
  • другие сведения, подтверждающие размер ваших потерь (при наличии).

Требования о возмещении ущерба, причененного заливом нежилого помещения

Примерная форма претензии – по ссылке

Претензию рекомендуется направить заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. В соответствии с разъяснениями в Постановлении Пленума ВС РФ № 18 от 22.06.2021 для арбитражного спора о возмещении убытков, вызванных причинением вреда, досудебный порядок урегулирования не является обязательным. Однако лучше его соблюсти. Во-первых, это шанс избежать длительной судебной тяжбы. Во-вторых, в случае обращения в суд вы продемонстрируете, что добросовестно пытались решить вопрос мирным путём.

Важно! Для усиления аргументации укажите в претензии, что в случае взыскания убытков через суд сумма требований увеличится, поскольку в неё войдут ваши судебные расходы: госпошлина, стоимость услуг юристов и пр.

Шаг 5: обратитесь в суд

Если виновник отказался возмещать ущерб на основании претензии, долг придётся взыскивать в судебном порядке. Споры между юридическими лицами и/или ИП рассматриваются в арбитражном суде. Исковое заявление составляется по правилам, описанным в ст. 125 АПК РФ, а состав приложений к нему регламентируется ст. 126 АПК РФ. В общем случае это:

  • правоустанавливающие документы на офис;
  • свежие выписки из ЕГРЮЛ на вас и ответчика;
  • бумаги, подтверждающие полномочия подписанта иска;
  • акт о заливе;
  • отчёт об оценке;
  • расчёт размера требований;
  • переписка с причинителем ущерба (ваша претензия, ответ на неё);
  • иные материалы, подтверждающие вашу аргументацию (например, договор аренды или договор об управлении, если вы основываете свои требования на их условиях);
  • уведомление о вручении копии иска с приложениями ответчику;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Важно! Размер пошлины зависит от суммы иска и рассчитывается по правилам, описанным в ст. 333.21 НК РФ.

После подачи искового заявления нужно следить за судебным процессом и участвовать в заседаниях, чтобы своевременно реагировать на активности ответчика. Ведь он может попытаться оспорить ваши требования.

Шаг 6: получите и используйте исполнительный лист

Если разбирательство завершится в вашу пользу, дождитесь вступления судебного решения в силу (через месяц после вынесения) и запросите в суде исполнительный лист.

Исполнительный лист можно предъявить:

  • в ФССП для возбуждения исполнительного производства;
  • в банк, где у ответчика открыт счёт.

Насколько быстро удастся взыскать «живые» деньги – зависит от платёжеспособности виновника аварии. Если средств на счетах у него нет, вы можете помочь судебным приставам, сообщив им известную вам информацию об активах неплательщика

В этом случае важно оперативно уведомить об инциденте арендодателя, предложить ему поучаствовать в составлении акта о заливе и согласовать с ним дальнейшие действия. При определении лица, ответственного за затопление и устранение его последствий, нужно учитывать условия договора аренды.

Судебное взыскание ущерба: какие сложности могут возникнуть

На практике основная трудность при разрешении таких споров связана с тонкостями разграничения ответственности за состояние инженерных систем. Поэтому при рассмотрении подобных дел часто назначается судебная экспертиза. Суд ставит перед экспертами определённые вопросы: в чём причины аварии, чьи действия привели к ней и т.д. Поэтому спешить делать в офисе ремонт до взыскания ущерба не стоит. Экспертам будет сложнее установить правду, если не останется признаков залива, которые могли бы быть исследованы.

В качестве иллюстрации, как могут развиваться события, приведём 2 примера с разным исходом.

В деле № А13-11141/2023 в суд обратилось ООО-собственник нежилого помещения, расположенного в цокольном этаже жилого дома. Его затопило из канализации, и общество понесло ущерб, оценённый почти в 500 000 рублей. Компания предъявила иск к ТСЖ и Горводоканалу. Была назначена судебная экспертиза, в ходе которой специалисты установили, что авария случалась из-за самовольного и неграмотного устройства санузла в помещении. Незаконная перепланировка была сделана до приобретения объекта истцом, но – как указал суд – при приёмке он должен был обратить на это внимание и принять меры. Общество же об этом не позаботилось. И именно «кривая» установка сантехнического оборудования привела к заливу. Поэтому суд первой инстанции, а затем апелляция отказали в удовлетворении иска.

А вот дело № А41-100732/2024 – пример успеха истца. В этой истории в суд тоже обратилась компания-собственник офиса в жилом здании, который затопило из канализационного стояка. Общество предъявило к управляющей компании требования о возмещении ущерба в размере больше 900 000 рублей. В данном случае суд не стал назначать экспертизу: он ориентировался на отчёт об оценке, ранее заказанный истцом, а также на Жилищный кодекс и Правила содержания многоквартирных домов. Суд установил, что авария произошла из-за ненадлежащего обслуживания общедомовой системы канализации управляющей компанией. В результате иск был удовлетворён, это решение поддержала и апелляционная инстанция, куда пыталась пожаловаться УК.

Заключение

Справиться с последствиями залива офиса будет проще, если удастся добиться возмещения понесённых потерь. Для этого нужно:

  • проинформировать об аварии всех заинтересованных и ответственных лиц;
  • зафиксировать факт происшествия и его последствия;
  • оценить размер нанесённого ущерба;
  • если офис застрахован, обратиться в страховую компанию, если нет – потребовать возмещения от виновника залива;
  • в случае отказа ответственного лица добровольно компенсировать потери – обратиться в суд.

Помните, что ключевое значение для исхода дела имеет состав и качество документов, подтверждающих вашу правоту и размер требований. Сохраняйте все материалы, связанные с аварией и понесёнными убытками, до момента окончательного урегулирования ситуации. Если же вы чувствуете, что виновник настроен спорить «до последнего», заручитесь надёжной юридической поддержкой. Юристы ЮЦ «ФАВОРИТ» помогут вам защитить свои права и добиться компенсации в максимальном размере.

Часто задаваемые вопросы

Вы можете зафиксировать последствия аварии в одностороннем порядке с участием свидетелей или независимого эксперта, а затем направить оформленный документ управляющей компании. Что ещё можно сделать – читайте в статье по ссылке.

Если вас устраивает размер страхового возмещения, общаться с причинителем ущерба вам уже не нужно. Требования к нему предъявит страховая компания, чтобы в регрессном порядке компенсировать свои затраты.

В данном случае применяется стандартный срок исковой давности – 3 года. Он отсчитывается с момента, когда пострадавшее лицо узнало о нарушении своих прав.

Ижко Иван Витальевич
Ижко Иван Витальевич

управляющий партнер ЮЦ «Фаворит»

Опыт работы 10 лет

Автор статьи

25 публикаций на сайте

Более 200 выигранных дел

Оставьте комментарий — наш юристы ответят вам

Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных