Прорвало батарею в квартире: что делать и кто возместит ущерб?

На фоне стресса, который неизбежен, когда из радиатора в квартире льётся поток воды, люди нередко теряются. Однако от действий, которые в этот момент совершит собственник жилья, напрямую зависит, сможет ли он получить компенсацию понесённого ущерба. Разберёмся, как определить виновника аварии и что нужно предпринять после прорыва батареи для защиты своих прав.

Как установить виновника прорыва батареи в квартире?

Вопрос «Кто виноват?» в данном случае – далеко не риторический. Лицо, ответственное за аварию, обязано возместить ущерб жильцам, которые понесли потери из-за залива. На практике в этой сфере очень часто возникают споры, которые объясняются сложностями при установлении виновника инцидента:

  1. Основной источник норм о разграничении ответственности за состояние многоквартирного дома – Постановление Правительства РФ № 491 от 13.08.06. В п. 6 этого документа говорится: внутридомовая система отопления, включая «стояки и обогревающие элементы» – это общее имущество. Значит, за его состояние отвечает управляющая компания. Но не всё так однозначно.
  2. Согласно другим пунктам того же Постановления и пп. 3 п. 1 статьи 36 ЖК РФ, к общему имуществу дома относится только то отопительное оборудование, которое обслуживает более одного помещения здания. Этот подход подтвердил Верховный Суд в Решении № ГКПИ09-725 от 22.09.09, а позднее закрепил Минстрой в Письме № 9506-АЧ/04 от 01.04.16.

Важно! То есть радиаторы, которые расположены в отдельной квартире и снабжены отключающими устройствами (запорной арматурой), – это уже личная собственность её хозяина, а значит он несёт ответственность за их состояние.

Вывод такой: если прорыв произошёл за пределами квартиры или внутри, но на стояке до радиаторного вентиля, виновником аварии является УК. Если же батарею прорвало после вентиля – нужно учитывать дополнительные факторы:

  • Если владелец жилья исправно исполнял свои обязанности – вовремя вызывал мастеров при возникновении неисправностей на отопительных приборах, самостоятельно не менял батареи, пускал в квартиру сотрудников УК для проведения обследований, – причину аварии надо искать в некачественном обслуживании системы отопления в целом. В таком случае ответственность опять-таки ложится на плечи управляющей компании.
  • Если же собственник жилья без участия УК установил новый радиатор, который впоследствии прорвало, виновным скорее всего признают именно его.

Важно! Таким образом, определить виновника прорыва батареи, который обязан возместить ущерб пострадавшим, – не всегда простая задача. Юристы ЮЦ «Фаворит» имеют большой опыт урегулирования подобных споров, помогут установить ответственного за аварию и взыскать с него компенсацию.

Также есть особые случаи, когда за аварию отвечает другое лицо.

  • Виновник – жилец муниципальной квартиры

    Если жильё сдаётся по договору социального найма, пользователи обязаны бережно относиться к муниципальному имуществу. Если батарею прорвёт из-за того, что жильцы обращались с ней неосторожно или самовольно поменяли радиатор, – им придётся отвечать за последствия.

  • Виновник – застройщик

    Если квартира расположена в новостройке и находится на гарантии, претензии по поводу прорыва батареи можно предъявить застройщику.

    Важно! Гарантийный срок на инженерные системы многоквартирного дома составляет как минимум 3 года. Более длительный срок может быть зафиксирован в ДДУ.

  • Виновник – квартиросъёмщик

    Если жилплощадь занимает арендатор, всё зависит от условий договора аренды. В нём может быть напрямую прописано, кто отвечает за те или иные неисправности инженерного оборудования. В общем случае, если прорыв батареи произошёл из-за её неправильной эксплуатации или умышленной порчи арендатором, он и несёт ответственность за устранение последствий аварии.

Прорвало батарею: пошаговый порядок действий

Реагировать на инцидент нужно быстро и действовать в следующем порядке:

01

Шаг 1. Примите меры для минимизации размера ущерба.

Сразу оговоримся: если кипяток хлещет из батареи фонтаном – ни о каких «мерах» речи не идёт. Важнее всего позаботиться о своей безопасности: покинуть квартиру и связаться с аварийной службой УК, которая перекроет общедомовой стояк и приостановит подачу воды в радиатор.

Если же протечка незначительная, можно предпринять некоторые самостоятельные действия:

  • перекрыть подачу воды в батарею с помощью вентиля;
  • попытаться спасти ценные вещи, которые могут намокнуть;
  • отключить электричество в квартире, чтобы избежать короткого замыкания;
  • предупредить об инциденте соседей снизу, чтобы они успели позаботиться о сохранности своего имущества на случай протекания воды сквозь перекрытие.

Важно! Одновременно зафиксируйте аварию и её последствия на фото и видео. Это позволит впоследствии доказать факт происшествия и нанесение ущерба имуществу.

02

Шаг 2. Сообщите о прорыве батареи в диспетчерскую службу управляющей компании.

Потребуйте срочно направить к вам аварийную бригаду для устранения проблемы и составления акта об инциденте.

03

Шаг 3. Обратитесь к независимому эксперту для оценки размера ущерба.

Это необходимо, если управляющая компания дала понять, что не собирается компенсировать ваши потери в полном объёме.

04

Шаг 4. Направьте в УК претензию с требованием возместить понесённый ущерб.

К обращению приложите фотографии с места аварии, заключение эксперта и другие доказательства вашей правоты.

05

Шаг 5. В случае отсутствия ответа на претензию – подайте в суд иск о возмещении ущерба.

Далее пройдёмся по отдельным шагам, которые требуют правильной организации и оформления с юридической точки зрения. Будем говорить о случае, когда в прорыве батареи виновата управляющая компания – всё-таки это самая частая ситуация, если владелец квартиры надлежащим образом эксплуатирует собственность.

Как составить акт о заливе квартиры после прорыва батареи

Акт о заливе – базовый документ, который фиксирует факт аварии и причинённый имуществу ущерб. Подписывают его собственник квартиры и комиссия от управляющей компании, каждой стороне полагается по одному экземпляру. Оформление акта – это не право, а обязанность сотрудников УК, которую они должны исполнить в течение 12 часов с момента обращения владельца жилья в диспетчерскую службу (п. 152 ПП РФ № 354 от 06.05.11).

В акте указываются:

  • дата и место происшествия;
  • участники осмотра (собственник недвижимости, представители УК, свидетели);
  • суть инцидента, включая его причины;
  • объём ущерба, нанесённого имуществу.
Иван Витальевич Ижко

Мнение эксперта! Последний блок очень важен для собственника квартиры. Ущерб должен быть зафиксирован максимально подробно и точно. Не следует ограничиваться общими фразами. Нужно перечислить:

  • конкретные участки помещения, которые пострадали в результате прорыва;
  • измеримые показатели нанесённого вреда (штуки, квадратные метры и пр.);
  • испорченные материалы и предметы.

Поэтому до визита УК не торопитесь устранять последствия аварии, выбрасывать повреждённые вещи и проводить «экспресс-ремонт».

Шаблон акта о последствиях залива жилого помещения

Перед подписанием акта рекомендуется внимательно прочитать его и при необходимости внести изменения/дополнения. Если управляющая компания осознаёт свою вину в аварии, она будет стараться занизить размер ответственности. Сотрудники УК могут вообще отказаться участвовать в фиксации инцидента или уклоняться от подписания акта. Как действовать в этом случае – рассказываем в отдельной инструкции.

Независимая оценка ущерба от прорыва батареи

Установка представителей УК – минимизировать её затраты, даже если она виновата в аварии. По этой причине эксплуатирующие организации пользуются «робостью» жильцов и отказываются компенсировать ущерб, полностью или частично. В такой ситуации понадобится помощь независимого эксперта. Это обязательно должен быть официальный оценщик, состоящий в СРО. Только заключение такого специалиста имеет полноценную юридическую силу.

Иван Витальевич Ижко

Мнение эксперта! Привлекая эксперта, нужно соблюсти формальности. Согласуйте с оценщиком дату и время осмотра квартиры, а затем оповестите об этом УК и пригласите поучаствовать в мероприятии – не позднее, чем за 3 рабочих дня до его проведения. Уведомление отправьте способом, позволяющим зафиксировать факт вручения, – например, заказным письмом или телеграммой. Тогда, даже если управляющая компания не явится на осмотр, у вас на руках будет подтверждение вашей добросовестности.

Оценщика желательно приглашать не сразу после аварии, а через несколько дней, поскольку протёкшая из батареи вода «даёт о себе знать» с задержкой. Например, спустя некоторое время может вздуться паркет или появиться грибок на стенах.

По итогам обследования эксперт подготовит заключение, в котором подробно опишет причинённый имуществу вред и приведёт его стоимостную оценку. Этот отчёт – важное доказательство в процессе взыскания ущерба с УК. Обязательно сохраните договор оказания оценочных услуг и документы, подтверждающие их оплату. Эти материалы могут потребоваться в судебном споре.

Важно! Если же управляющая компания отказывается признавать свою вину в прорыве радиатора, нужно заказать другую экспертизу – строительно-техническую. По её итогам специалист подготовит заключение о причинах аварии.

Как взыскать с УК ущерб, причинённый из-за прорыва батареи

Эксплуатирующие организации нередко игнорируют требования жильцов о выплате компенсации. Прежде чем вступать в судебную тяжбу с УК, попытайтесь возместить потери во внесудебном порядке. Для этого направьте компании претензию. Она составляется в произвольной форме и должна содержать подробное описание ситуации, а также чёткое требование об оплате конкретной суммы. К претензии приложите:

  • копию акта о заливе;
  • фотографии, которые вы сделали после аварии;
  • копию отчёта об оценке ущерба;
  • переписку с УК по поводу инцидента (если она велась);
  • иные документы, подтверждающие размер ущерба (при наличии).

Подайте претензию таким образом, чтобы у вас остались «следы» её передачи, – например, направьте заказным письмом с описью вложения. Почтовое уведомление пригодится, если дело дойдёт до судебной тяжбы. Оно будет демонстрировать вашу добросовестную попытку урегулировать спор мирным путём.

Досудебная претензия

УК обязана ответить на обращение в течение 10 рабочих дней (п. 36 ПП РФ № 416 от 15.05.13). Если она согласится возместить ущерб – рекомендуется оформить письменное двухстороннее соглашение. В нём нужно указать основание и сумму к оплате, а также срок исполнения платёжных обязательств. Кроме того, УК может предложить возместить ущерб не в денежном выражении, а путём проведения ремонта в квартире. Это тоже приемлемый вариант, но в таком случае состав работ и сроки их проведения тоже должны быть подробно прописаны в соглашении.

Если же управляющая компания не отреагировала на претензию или ответила отказом – взыскивать компенсацию придётся через суд. Мы разработали подробную инструкцию по подготовке и подаче искового заявления.

Иван Витальевич Ижко

Мнение эксперта! При таком развитии событий лучше воспользоваться помощью опытных юристов. Ведь исход судебной тяжбы зависит от массы нюансов, качества аргументации и процессуального поведения сторон.

Какую сумму можно взыскать с УК через суд?

В ходе судебного разбирательства пострадавший владелец квартиры может потребовать от ответчика не только возмещение прямого ущерба имуществу, но и:

  • компенсацию судебных расходов, затрат на услуги юристов, оценщика и других экспертов;
  • возмещение морального вреда;
  • штраф по Закону о защите прав потребителей – 50% от основной присуждённой суммы;
  • возмещение дополнительных убытков – например, расходов на аренду жилья, если собственнику временно пришлось выехать из квартиры на период послеаварийного ремонта.

Заключение

Прорыв батареи в квартире – чрезвычайно неприятное событие. Но его последствия можно компенсировать хотя бы в денежном выражении, путём взыскания понесённого ущерба. Для этого нужно:

  • определить причины и виновника аварии;
  • заактировать происшествие и нанесённый имуществу вред;
  • оценить сумму ущерба;
  • направить виновному лицу претензию;
  • в отсутствие ответа взыскать долг в судебном порядке.

Чтобы гарантированно отстоять свои права и получить достойную компенсацию – обращайтесь к профессионалам. Юридический центр «Фаворит» выступит вашим надёжным защитником в споре с управляющей компанией и доведёт дело до реального получения вами денег.

Часто задаваемые вопросы

Специалист выступит на защите ваших прав на всех стадиях урегулирования спора. Он поможет оформить документы, рассчитать максимальную сумму требований и добиться её выплаты виновником. Подробно об услугах юриста – читайте здесь.

Предложите управляющей компании подписать дополнительный акт или переоформить первоначальный с уточнённым перечнем повреждений. Как именно действовать в такой ситуации – рассказываем в статье по ссылке.

С таким недобросовестным поведением нужно бороться всеми доступными методами: обращаться в УК, жаловаться в Жилинспекцию и даже полицию, а также взыскивать ущерб через суд. Подробно обо всех вариантах – читайте в отдельной статье.

Ижко Иван Витальевич
Ижко Иван Витальевич

управляющий партнер ЮЦ «Фаворит»

Опыт работы 10 лет

Автор статьи

25 публикаций на сайте

Более 200 выигранных дел

Комментарии

Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных