У арбитражного и финансового управляющего есть свои права и обязанности, которые устанавливаются ФЗ-127. Его неправомерные действия или бездействие могут повлечь последствия. Заявление на данное лицо вправе подать должник, кредитор или иное заинтересованное лицо (например, собственник имущества).
Последствия подачи жалобы зависят от типа нарушения и органа, в которую заявление подается. Разберемся, куда можно жаловаться на арбитражного управляющего и как добиться желаемого результата.
Кто вправе подать жалобу
В рамках процедуры банкротства управляющий взаимодействует как с кредиторами, так и с должником. Его задача – розыск, управление имуществом, его фиксация и анализ. В рамках своей деятельности он также контактирует с организаторами торгов, судом, третьими лицами. И у каждого из них могут возникнуть вопросы к специалисту.
Важно! Задача управляющего – не списать долги. Он не выступает на стороне должника. Но и интересы иных лиц, в том числе кредиторов, он защищает в строгом соответствии с законодательством. В результате некоторые участники процесса могут иметь претензии к данном лицу.
Подать жалобу на управляющего могут следующие лица:
- должник;
- кредитор;
- собственник имущества;
- третьи лица, участвующие в процессе;
- организатор торгов.
Любое лицо, права и законные интересы которого были нарушены, может обратиться с жалобой. Куда он будет жаловаться – зависит от ситуации, особенностей процесса и типа нарушения.
Основания для подачи
Действия арбитражного управляющего должны строго соответствовать нормам законодательства. В противном случае любая заинтересованная сторона вправе обратиться с жалобой на него.
Основаниями для подачи обращения могут служить следующие факторы:
- Оценка имущества должника с нарушениями.
- Распределение вырученных от продажи имущества должника средств с нарушением правил очередности.
- Нарушение сроков при реализации различных действий.
- Отказ от приема документации от одного из участников процесса.
- Реализация торгов имуществом должника с нарушениями установленных законодательством правил.
- Оценка имущества должника или утверждение такой оценки, проведенной оценщиком, с нарушениями.
- Неправильное составление отчетности или игнорирование данной обязанности.
- Отказ исключить имущество из конкурсной массы при наличии оснований.
- Отказ от привлечения к участию в процессе специалистов, если они были необходимы.
- Пропуск сроков, предусмотренных для реализации различных обязанностей.
- Неисполнение действий, направленных на розыск имущества должника.
Важно! Представленных перечень оснований не является исчерпывающим. Жаловаться на арбитражного управляющего при банкротстве через суд можно и при совершении им других нарушений. Любое отступление от законодательства – уже повод для обращения в компетентные органы и структуры.
Заявление может быть коллективным. Например, если одновременно нарушаются права нескольких кредиторов. Распространенная ситуация – управляющий действует в интересах только одного или игнорирует нарушения самого должника.
Куда подавать жалобу
Первое, что нужно сделать – обратиться к управляющему. В некоторых случаях он сразу устраняет нарушение. Лучше всего делать это письменно, отправив заявление по адресу специалиста.
Если же данный вариант не приносит желаемого результата, можно перейти к обжалованию действий посредством направления обращения в одну из следующих структур:
- Росреестр. Данный орган контролирует деятельность саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих. Обращение будет эффективно, если нарушение касается не конкретного специалиста, а объединения, в котором он состоит. Например, если СРО не реагирует на обращения.
- Арбитражный суд. Жалоба отправляется в тот же суд, что рассматривает дело о банкротстве. Нарушение может быть обжаловано в течение срока исковой давности (3 года), но до окончания конкурсного производства. У судьи будет 30 дней, чтобы рассмотреть обращение.
- Саморегулируемая организация. Все управляющие являются членами СРО. Данные объединения вправе проводить проверки и применять к нарушителям дисциплинарные меры, вплоть до исключения из членов.
- Прокуратура. У данного органа широкие полномочия. Он вправе рассмотреть практически любую жалобу от граждан или организаций, если она касается нарушения законодательства. При необходимости, прокурор передает дело по подведомственности (в орган, обладающий полномочиями). По результату может быть проведена проверка, в ходе которой будет выявлено, необходимо ли применять меры административной или уголовной ответственности.
- Антимонопольная Службу (ФАС). Она рассматривает обращения, если они касаются проведения торгов. По итогу их результат может быть отменен, а управляющего обяжут организовать новые.

Мнение юриста! На арбитражного или финансового управляющего можно жаловаться и в полицию. Для этого необходимо, чтобы специалист совершил преступление. Например, путем обмана продал имущество должника по заниженной цене. В таком случае проглядывается состав такого преступления, как мошенничество.
Как составить жалобу на арбитражного управляющего
Жалобу на управляющего можно подать двумя способами – письменно или в электронном формате. Электронное обращение возможно и в прокуратуру, и в суд, и в иные органы.
Требований к содержанию законодательство не содержит. При оформлении документа рекомендуется ориентироваться на сложившуюся практику и общие правовые нормы.
Следует указать следующую информацию:
- Реквизиты органа, в который направляется жалоба. Например, Арбитражный суд региона, где рассматривается дело о банкротстве.
- Данные заявителя, включая процессуальный статус. Например, кредитор, его наименование и адрес.
- Данные управляющего, действия или бездействие которого обжалуются.
- Сведения о процессе, в том числе данные сторон и номер дела.
- Суть нарушений, допущенных управляющим.
- Какие права и интересы заявителя или иных лиц были нарушены.
- Ссылки на правовые нормы, обосновывающие позицию заявителя.
- Действия, которые необходимо реализовать для восстановления нарушенных прав (отменить результат оценки, исключить управляющего из процесса, привлечь к ответственности).
Важно! При подаче жалобы онлайн документ нужно подписать электронной подписью. Можно использовать для этого Портал Госуслуг. Авторизация на нем позволит подтвердить личность заявителя.
Если в удовлетворении жалобы отказали
Не всегда доводы, изложенные в жалобе, удовлетворяются. В таком случае можно предпринять следующие действия:
- При отказе в удовлетворении жалобы судом можно направить частную жалобу. Ее рассматривает вышестоящая инстанция.
- Если в разрешении спорной ситуации отказал один орган, можно попытаться обратиться в другой. Например, если не помогли в СРО, следует направить обращение в Росреестр или прокуратуру.
- Подать новую жалобу, изменив предмет или суть.

Мнение юриста! Законодательство не запрещает обращаться сразу в несколько инстанций. Но нужно учитывать, что результат рассмотрения жалоб может быть противоречивым.
Отказ в принятии жалобы еще не значит, что вопрос разрешить не получится. Например, судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Кабардино- Балкарской Республики в деле №22К-139/2024 отменила постановление об отказе принятия жалобы. Материал был направлен на новое рассмотрение. Схожая ситуация в деле 7П-29/2024 Архангельского областного суда.
Какие последствия могут быть у жалобы
Последствия жалобы на управляющего могут быть разными. Все зависит от ситуации, текста обращения, доводов, представленных доказательств:
- Отмена действий управляющего, противоречащих законодательству.
- Принуждение управляющего к совершению какого-либо действия.
- Привлечение специалиста к ответственности: дисциплинарной, административной или уголовной. Также может быть применена дисквалификация (он не сможет участвовать в процессах в будущем).
- Исключение из процесса и замена на другого специалиста.
- Исключение из саморегулируемой организации.
Наказывается бездействие арбитражного управляющего и его активные действия, противоречащие законодательству. Но каждая ситуация уникальна. Поэтому работать над жалобой лучше с юристом.
Заключение
Любой участник банкротного дела и заинтересованное лицо вправе подать жалобу на арбитражного или финансового управляющего. Это можно сделать через разные органы и структуры:
- Росреестр;
- прокуратура;
- СРО;
- суд;
- полиция;
- ФАС.
Каждый орган имеет свои полномочия. При необходимости, жалоба будет передана по подведомственности.
По результату рассмотрения обращения будет вынесено решение или постановление. Заявителю могут отказать в удовлетворении его требования или принять доводы, привлечь виновника к ответственности.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Как быстро будет рассмотрена жалоба?
Срок рассмотрения составляет 30 дней. Также нужно учесть время, необходимое для отправления сторонам ответа в письменном виде.
Что делать, если в конкурсную массу был включен автомобиль, который используется для транспортировки инвалида?
Необходимо собрать доказательства, что машина используется именно так и обратиться в суд с жалобой на управляющего. Также можно обратиться в СРО или прокуратуру. Но перед этим можно попытаться обратиться к самому специалисту и разъяснить ситуацию. Возможно, произошла ошибка.
Что делать, если суд исключил управляющего из процесса?
Придется искать ему замену. Суд лишь утверждает кандидатуру, но не назначает специалиста самостоятельно.