Коллекторы угрожают в WhatsApp

Полномочия коллекторов существенно ограничены нормами ФЗ-230. Данный закон устанавливает, что могут делать взыскатели, какие методы вправе использовать, как часто они вправе их применять. Например, они вправе звонить должнику и отправлять сообщения, в том числе в мессенджерах. Но частые обращения, а также угрозы, психологическое давление – недопустимы.

Разберемся, как коллекторы могут общаться с должниками. Выясним, что делать при поступлении угроз, в том числе посредством WhatsApp.

Вправе ли коллекторы звонить и писать в WhatsApp

Коллекторы вправе звонить и писать должникам через мессенджеры, в том числе – WhatsApp. Возможность такого взаимодействия предусмотрена статьей 7 ФЗ-230. В частности – пунктом 6, где указано о праве взыскателя направлять сообщения посредством сети интернет.

Действия коллекторов в любом случае должны соответствовать законодательству. При отправлении сообщений через мессенджер они должны учитывать установленные ограничения, касающиеся периодичности и количества сообщений:

  • Звонки должны производиться с 8 до 22 часов в будние дни и с 9 до 23 – в выходные и праздники.
  • Звонки допустимы не чаще 1 раза в сутки и 2 раз в неделю.
  • Сообщения ограничиваются теми же часами и возможны не чаще 2 раз в сутки и 4 раз в неделю, 16 – в месяц.

При осуществлении взаимодействия через мессенджеры коллекторы обязаны называть информацию о себе, о взыскиваемом долге. Они обязаны предоставлять свои контактные данные, а также сведения о кредиторе.

Коллекторы вправе использовать и другие методы взаимодействия, такие как звонки, отправление сообщений через телефон, иные мессенджеры, социальные сети. Взыскатели вправе направлять телеграфные сообщения, взаимодействовать посредством Портала Госуслуг. Письма могут быть направлены по Почте, курьерской службой. Все эти варианты предусмотрены статьей 7 ФЗ-230.

Как коллекторы находят должников в WhatsApp?

Любые сведения о должниках, в том числе номера их телефонов, передаются коллекторам от банков. Поэтому они не ищут ничего специально, а работают с теми данными, что у них имеются. Но если в процессе взаимодействия они выяснят дополнительные контакты, начнут их использовать.

Важно! Некоторые взыскатели имеют связи в правоохранительных органах, а также среди операторов мобильной связи. Они используют их, чтобы получить дополнительные сведения. Такие способы получения информации противоправны, но на практике применяются часто.

Еще один способ получения информации – через знакомых, родственников и коллег должников. Они часто передают сведения коллекторам, чтобы те перестали обращаться к ним.

Постоянные звонки от коллекторов, нарушающие правила взаимодействия, не только мешают должнику, но и создают нервозную обстановку. Но должник не обязан взаимодействовать с взыскателями. Он вправе заблокировать номера без последствий.

Если звонки и сообщения поступают с одного номера, проблема решается внесением его в черный список. Если же они следуют с разных, рекомендуется использовать антиспам-программы. Они блокируют телефоны, засветившиеся как контакты коллекторов, в результате чего они не могут дозвониться до должника.

Что могут и что не могут делать коллекторы через WhatsApp

Порядок взаимодействия взыскателей с должниками определяется законодательством РФ, а именно – ФЗ-230. В соответствии со статьей 7 данного акта, коллекторы, при направлении сообщений или звонке, вправе использовать различные мессенджеры или иные способы онлайн-общения. При этом они должны учитывать ряд требований:

  • Время и количество обращений ограничены точно также, как при использовании телефона.
  • Взаимодействие осуществляется только на русском языке.
  • Коллекторы обязаны представляться и направлять информацию о себе и о кредиторе.

Если коллекторы используют WhatsApp или иной мессенджер, они не вправе использовать угрозы, обман, шантаж, оскорбления. Они не должны грозиться передать сведения третьим лицам. Все, что они могут – сообщить сведения о долге, назвать законные и действительные последствия неуплаты, предложить варианты разрешения сложившейся ситуации.

Что делать, если коллекторы обращаются через WhatsApp

Коллекторы вправе обращаться к должнику через WhatsApp. Они не обязаны предупреждать должника об этом или спрашивать его разрешения. Взаимодействие и взыскание долгов через мессенджер – один из способов связи, доставки информации.

Важно! Коллекторы должны учитывать количество допустимых звонков и сообщений. Если они отправят сообщения через WhatsApp, то не смогут следом писать в телеграмм или вайбер. Законодательство ограничивает общее количество текстовых обращений или звонков.

Подать жалобу на факт обращения коллекторов через WhatsApp должник не может. Ни один орган, включая ФССП, полицию или прокуратуру, не признает это нарушением. Они отреагируют лишь в том случае, когда взыскатель в результате звонка WhatsApp в сообщении угрожает гражданину, шантажирует его или совершает иное противоправное действие.

Нарушение будет считаться обращение к родственникам, друзьям или коллегам должника. Такое взаимодействие будет оправдано, если такие лица давали свое согласие на него.

Важно! Нередко заемщик указывает при оформлении кредита дополнительные контактные данные, а не только свой телефон. Это номера членов его семьи или знакомых. Но взаимодействие с ними должно быть прекращено по требованию. Коллекторы нередко игнорируют подобные ограничения.

Если взыскатели обращаются к третьим лицам, те вправе предпринять следующие действия:

  • При первом контакте заявить об отсутствии согласия на взаимодействие и обработку персональных данных.
  • Подать взыскателю заявление об отказе от взаимодействия.
  • Обратиться с жалобой на взыскателя в прокуратуру, ЦБ РФ или ФССП.

Последствия для коллекторов могут быть существенными. Судебные приставы вправе исключить их из реестра коллекторских компаний (за неоднократные нарушения), что сделает незаконной их профессиональную деятельность.

Если коллекторы угрожают в WhatsApp

При поступлении угроз через WhatsApp первое, что нужно сделать – зафиксировать их. Текст можно сохранить в виде скриншотов, а звонки записывать при помощи диктофона (встроенный есть на каждом современном телефоне).

Важно! Рекомендуется заверить скриншоты у нотариуса. Он подтвердит, что они действительно соответствуют содержимому на экране. В противном случае суд или государственный орган вправе усомниться в подлинности.

Если коллекторы угрожают, но используют разные подменные номера, не выходят на контакт и не называют себя, рекомендуется внести номера с черный список и поставить на смартфон приложение-антиспам.

Жаловаться на нарушителей можно в следующие органы:

  • ЦБ РФ. Например, при звонках после отзыва согласия на взаимодействие или иных нарушениях ФЗ-230.
  • Прокуратура. Рассмотрит жалобы на любые нарушения, но может передать дело по подведомственности в другой орган.
  • Роспотребнадзор. Защищает права потребителей. Обращение актуально, если коллекторы отказываются ознакамливать должника с условиями договора, скрывают его полностью или частично.
  • Полиция. Обращение актуально, если взыскатели нарушают КоАП РФ или УК РФ. Например, угрожают, шантажируют.
  • ФССП. Применят меры воздействия, если взыскание долга проходит с нарушениями.
  • НАПКА. Это объединение коллекторских агентств. Может воздействовать на своих участников. В него входят основные коллекторские агентства.

Если какой-то из органов отказывается принимать жалобу, его отказ может быть обжалован. Есть два способа – в вышестоящий орган или суд. Но для начала рекомендуется узнать о причине отказа. Если обращение было оформлено с нарушениями, стоит исправить их и обратиться повторно.

Ответственность за угрозы в мессенджерах

Уголовная ответственность может наступить в следующих случаях:

  • Угроза причинением вреда или убийством (статья 119 УК РФ). Наказание может достигать лишения свободы сроком до 2 лет.
  • Вымогательство (статья 163 УК РФ). Наказывается вплоть до лишения свободы сроком до 4 лет.
  • Мошенничество (статья 159 УК РФ). Срок лишения свободы может достигать 2 лет.

Незаконное взыскание долга, то есть с применением различных угроз и иных противоправных действий, может привести к применению специфической статьи – 172.4 УК РФ. Она применяется к сотрудникам банков и коллекторских агентств.

Все эти действия могут быть осуществлены и с помощью мессенджеров. Каждый случай индивидуально разбирается правоохранительными органами.

С кем коллекторы не вправе лично взаимодействовать

В пункте 1 статьи 7 ФЗ-230 указаны лица, с кем коллекторы не вправе взаимодействовать с целью взыскания долга:

  • Лица, в отношении которых ведется дело о банкротстве.
  • Лишенные дееспособности.
  • Находящиеся на лечении в стационаре.
  • Инвалиды 1 группы.
  • Несовершеннолетние, если не были эмансипированы.

Для подтверждения одного из указанных статусов, должник или его представитель направляет взыскателю подтверждающие документы.

Иван Витальевич Ижко

Мнение юриста! Списание долгов через банкротство физических лиц – один из способов прекращения обязательств и, как следствие, взаимодействия с коллекторами. Но не все взыскатели действуют добросовестно. Некоторые из них продолжают обращаться к заемщику. В таком случае рекомендуется обратиться с жалобой в ФССП, прокуратуру или ЦБ РФ.

Заключение

Коллекторы нередко действуют с нарушением действующего законодательства. Они не просто превышают количество звонков или сообщений, но также угрожают, шантажируют, оказывают психологическое давление. Такие методы незаконны и могут стать основанием для применения мер административной и уголовной ответственности.

Угрозы могут поступать и через мессенджеры, в том числе – WhatsApp. Самый простой способ – заблокировать злоумышленников. При опасении за свою безопасность, рекомендуется обратиться в правоохранительные органы, предварительно зафиксировав нарушение.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Начать стоит с фиксации угроз. Можно записать их на диктофон или сделать скриншоты. Далее – обратиться в полицию или прокуратуру.

Можно обратиться к ним с заявлением об отказе от взаимодействия. Они должны перестать звонить и отправлять сообщения. Но у них останется право на отправление писем и обращение в суд с заявлением о взыскании долга.

На практике – да, такое встречается. Но это будет незаконно. Если взыскатели продолжат требовать списанный долг, рекомендуется обратиться на них с жалобой в ФССП, прокуратуру или ЦБ РФ.

Ижко Иван Витальевич
Ижко Иван Витальевич

управляющий партнер ЮЦ «Фаворит»

Опыт работы 10 лет

Автор статьи

25 публикаций на сайте

Более 200 выигранных дел

Комментарии

Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных